flaming_horse (flaming_horse) wrote,
flaming_horse
flaming_horse

Categories:

Оперетта - любовь моя...

В конце марта в Московской оперетте сыграли 1 000 спектакль "Летучая мышь". Я об этом узнала совершенно случайно и тут же приобрела билеты. Ведь на сцене в этот день были кумиры моей юности - Светлана Варгузова, Юрий Веденеев, Виталий Мишле, Александр Маркелов.

Но хотелось бы вернуться собственно к истокам моей любви к оперетте. Лет в 17 впервые попав в театр я увидела на сцене Татьяну Шмыгу. До сих пор помню ее выход: она спускалась вниз по лестнице распевая арию. В этот момент я влюбилась в Шмыгу и одновременно в оперетту.
В прошлом веке по ТВ часто показывали передачи "Вас приглашает оперетта". Красивые костюмы, прекрасная музыка, легкий юмор и всегда жизнерадостные артисты. Очень нравилась Светлана Варгузова. Невероятно женственная, мягкая и какая то "светлая". Безуспешно тратила я часы перед зеркалом пытаясь повторить фирменный взмах руки или поворот головы Варгузовой, от которого как вы понимаете все графы и князья мгновенно забывали обо всем.
Как всегда со мной бывает, в минуты искреннего увлечения чем то, я начинаю копать в заданном направлении; скупала в магазинах фирмы "Мелодия" пластинки с записями актеров оперетты, достав фальшивую справку, что я актриса студенческого театра, записалась в театральную библиотеку, для чтения мемуаров актеров оперетты, посещала мой любимый букинистический магазин в Камергерском и покупала книги об оперетте. В общем стала узким специалистом этого жанра.


Родившийся сын был обречен вместо нормальных колыбельных слушать "Вышла из-за тучи полная лунааа, у луны попутчик, не одна онааа". С младых лет он пересмотрел все идущие в Московской оперетте спектакли для детей. И вот достигнув 4 летнего возраста, он был торжественно выведен на первый взрослый спектакль - Летучая мышь.

Как философ со стажем повторю, все в жизни происходит с нами не просто так. В процессе плавания по волнам семейной жизни, и моя лодка не устояла и разбилась. Уж не будем уточнять обо что (или кого). Так как произошло это внезапно и сопровождалось разным другими проблемами, не скрою, накрыло меня прилично. И как не странно, именно оперетта стала тем волшебным лекарством, которое помогло излечить болезнь.
Случайно познакомившись в театре с поклонницей Светланы Варгузовой, я, составляя ей компанию, чуть ли не еженедельно ходила на спектакли.
А на сцене была совершенно другая жизнь...Герои с легкость изменяли направо и налево, пили без ограничений, веселились до упаду и никогда не вешали нос.

Гей, друг любезный век людской невелик...
Гей друг любезный дорог нам каждый миг..
Гей друг любезный пусть печаль мчится в даль,
На нее тратить время жаль. (Сильва)

Жизнь для счастья нам дана
Но, всего одна...
пей мой ангел, пей до дна..
пей скорей до дна

Счастлив тот, кто идет, мимо горя и забот
Счастлив тот, кто идет с улыбкою вперед...
(Летучая мышь)

В текстах опереточных арий я обнаружила немало философских максим, и все они были жизнеутверждающими.

Одной из любимых оперетт конечно была "Летучая мышь". Великолепная музыка Штрауса, смешная история рассказанная со сцены, все это абсолютно не надоедало.

Конечно друзья были в курсе моего опереточного уклона. И вот, поехав встречать 2000 год в Берлин, вместе с подругой Габи, я получила от нее нереальный подарок. Билеты на новогодний спектакль "Летучая мышь" в Берлинском театре Komische Oper. Конечно я столкнулась с тем, что увидела вообще то другой спектакль, но музыка была та же, а в перерыве в фойе театра были накрыты столы и официанты в театральных костюмах разносили шампанское. Это было незабываемо. Настоящие любители оперетты вне национальности и языкового барьера. Рядом со мной сидела пожилая фрау,и, в самые эмоционально яркие, музыкальные номера, мы с ней не сговариваясь начинали тихонько подпевать, каждый на своем языке.

Для меня "Летучая мышь" - это такой витамин юмора, музыки, блеска, который необходимо принимать хотя бы раз в год.

Немного истории, тот спектакль который идет на сцене Московской оперетты поставлен по по мотивам либретто Николая Эрдмана и Михаила Вольпина написанного в 1946 году. Основатель Московского театра оперетты Георгий Ярон писал, что пьеса Эрдмана и Вольпина "едва ли была чисто штраусовской. Скорее это была заново написанная комедия с музыкой Штрауса". Известный фильм Яна Фрид "Летучая мышь" снятый в 1979 году с братьями Соломиными, Людмилой Максаковой, Гликерией Богдановой-Чесноковой, Олегом Видовым и другими прекрасными актерами, тоже придерживается советского либретто. История про собаку Эмму, это уже настолько привычно и смешно, что трудно поверить, что ничего подобного в классической "Летучей мыши" нет.
Когда в Московской оперетте играли 1000 спектакль именно в момент рассказа Юрием Веденеевым душераздирающей истории про собаку Эмму и жену Эмму, благодарные зрители из зала, буквально подсказывали слова.И артисты это прекрасно обыграли.

Кстати желающим увидеть оригинальную версию "Летучей мыши" вовсе не обязательно покупать билет до Берлина.
Достаточно доехать до Большой Дмитровки. Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко вернулся к первоисточнику, к пьесе Карла Хаффнера и Рихарда Жене. В ней нет истории о собаке Эмме, а Розалинда не появляется на балу в костюме летучей мыши.
Здесь у Адели есть сестра Ида, а всю интригу ведет доктор Фальке, который и оказывается… летучей мышью! Артисты поют арии на русском и немецком языке.
Мне удалось увидеть и эту постановку. Причем в роли Адель пела Хибла Герзмава.
Для сравнения, я сходила сначала в оперетту, а через день пошла посмотреть версию оперного театра. Ожидая увидеть что то пафосно серьезное, тучных солисток и солистов. Ан нет...рекомендую всем обязательно посмотреть постановку. Современная и необычная сценография, на сцене надут огромный диван и в первом действии, завязка сюжета происходит на нем. Там барахтается Адель и Розалинда, Генрих и Альфред. Это очень весело и динамично. Как более опытный товарищ разъясню, что арию князя Орловского исполняет ...женщина. Как мне объяснили, такое решение пародирует вечера князя Юсупова, с которого и писался образ Орловского.

Так что друзья, выбирайте что вам больше по вкусу и смотрите прекрасную, вечную и веселую оперетту - "Летучая мышь".

В конце хочу привести стихотворение поэта Юрия Ряшенцева,которое очень точно объясняет необъяснимую любовь к оперетте.

Оперетта.

Периферию и столицу,
как ни бывало тяжело,
на «Сильву» или на «Марицу»
с невнятной силою влекло...
Зачем России оперетта?
При том романсе про звезду!
При наших чувствах без ответа,
в минорном явленных ладу!
При свадьбах, но – с идейной ссорой!
При судьбах, что вершат свой путь
со всей беспечностью, в которой
нет легкомыслия ничуть!
При нашей тяге к идеалам!
При нашем знании войны!
При том, что поднятым забралом
поэты русские сильны!
При том, что медная монета
звенит – не надо серебра!
При наших поисках добра,
при том, что – дождь как из ведра, –
зачем России оперетта?!
Не знаю... Но сейчас едины
и этот зал, и этот граф,
который с первой же картины
глядит на женщин, как удав.
Вогнав пион в петлицу фрака,
он тем одним – не наш, чужой.
А в зале все свои. Однако!
Что делать с русскою душой?
Зачем ей, песенной, былинной,
роман парижского хлыща
с какой-нибудь Карамболиной,
сверкающей из-под плаща?
А вот пришла же. Есть, наверно,
какой-то хмель и для Руси
в любви, изложенной манерно,
но всем понятной, как «мерси».
Иль это дружба молодая,
уют парижских кабачков,
на наши головы слетая,
их закружил – и был таков!
Среди земли простой и грозной
опять, земляк, нам жизнь дана
пленительной и несерьезной,
какой не может быть она..
Tags: летучая мышь, московская оперетта, музыкальный театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments